Тел.: +38 050 196 06 71, +38 096 770 43 94 | E-mail: tg@vedis.com.ua


Дети и деньги: размышления на тему

August 8th, 2013

 

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Заменяя родительское внимание деньгами, вы выращиваете ребенка, не понимающего цены деньгам. Специалисты утверждают: такая ситуация в обеспеченных семьях не редкость. Родители часто откупаются от детей деньгами вместо общения. Вырастая, дети часто впадают в апатию, они или хотят сразу зарабатывать большие деньги, или не хотят ничего. Иногда у них возникает страх не суметь заработать самостоятельно, поэтому они и не пытаются, а просто тратят родительские деньги. Единого решения проблемы «деньги и дети» не существует. Но выделить несколько сфер для размышлений возможно.

Посещение магазина. Психологи уверяют, что посылать за покупками детей можно с шести лет. Это тренирует полезные навыки. При этом, посылая малыша за покупками, можно преподносить это не только и столько как домашнюю обязанность, помощь маме/папе, но и как элемент познания финансовой грамотности. Если вдруг сдачи не хватает, то можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни.

Отказы. Важный воспитательный момент, по мнению психологов, — иногда отказывать ребенку в покупках. Делать это нужно с 3-5 лет по двум соображениям. Во-первых, чтобы ребенок привык к понятиям «нет денег», «их надо заработать», «надо накопить». Во-вторых, чтобы он понимал, что не любое его желание исполнится сразу. У детей из обеспеченных семей часто нет интереса к жизни, им не к чему стремиться, потому что все их желания исполняются сразу же.

Карманные деньги. Должны ли у ребенка быть личные деньги? С какого возраста? Эти вопросы волнуют многих родителей. Детские психологи говорят, что дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6-7 годам, до этого они предпочитают натуральный обмен, например одной игрушки на другую. Если это так, то до школы давать деньги обычному ребенку, может быть, не стоит. Но затем трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних свои деньги появляются раньше, у других позднее. Ребенок непременно должен чувствовать себя полноценным членом школьного сообщества, это для него крайне важно. Детям старше 12 лет «свои деньги» помогают подготовиться к взрослой жизни, научиться управлять своими желаниями.

Школьникам-студентам может выдаваться фиксированная сумма на питание вне дома, на развлечения. Конечно, единых рекомендаций о сумме карманных расходов не бывает. У семей разное материальное положение. Суммы, для одних естественные, другими могут восприниматься как неразумные. По идее карманных денег школьнику должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения (кино, компьютерные игры) и т.д. Многие родители небезосновательно опасаются крупных сумм в детских карманах и предпочитают все покупать сами. Какой бы подход к финансированию ни выбрали родители, они должны помнить, что деньги формируют потребности и им необходимо следить за тем, какие именно потребности они создают у ребенка. Психологи советуют устанавливать размер карманных денег в рамках планирования всего семейного бюджета. Очень хорошо, если в «бюджетном процессе» будут участвовать и дети.

Уровень контроля. Одна родительская крайность: если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца — ребенок волен тратить свои деньги на что угодно. Другая крайность: обязательно выяснять, на что были потрачены выданные деньги. Психологи советуют доверять детям, не допуская мелочных придирок, но вести постоянный диалог. Если быть в курсе, как ребенок расходует деньги, то это с большей вероятностью позволяет избежать неприятных ситуаций, когда кто-то постоянно отнимает у ребенка карманные деньги или когда он оказывается втянут в какие-нибудь околокриминальные сюжеты. Когда речь идет, скажем, о сборе денег на вечеринку и ребенку не больше 12-15 лет, не помешает созвониться с другими родителями.

Ребенок должен понимать: деньги — это труд родителей и к ним следует уважительно относиться. Доверительные отношения между детьми и родителями в денежных вопросах важны. Они помогают воспитывать в подрастающем поколении самостоятельность в финансовых решениях. Ребенок должен привыкать к мысли, что деньги — это важный аспект нашей жизни, ими надо разумно распоряжаться.

Детские заработки. Специалисты советуют стимулировать у ребенка стремление самому добиваться желаемого вне зависимости от наличия в семье больших денег, с детства учить ответственно относиться к деньгам и внушать: для сохранения достатка придется много трудиться, не рассчитывая только на родительские деньги. В противном случае капитал легко потерять. На Западе очень многие дети из обеспеченных семей подрабатывают с 7-10 лет. А подростки (13-19 лет) и студенты — практически в обязательном порядке. Это может быть работа в уличной торговле, фаст-фуде, присмотр за малыми детьми и т.д. Это все помогает понять не только бизнес-процессы — «то, как зарабатываются деньги», но и узнать «стоимость денег». Такой подход, характерный для западного воспитания, постепенно начинает распространяться и в России, где ранее было принято помогать детям до пенсии, что иногда лишает мотивации к собственным заработкам.

Автор: Taтьяна Юpьевнa Caпрыкинa, финансовый директор ЗАО «Гpaнт Тopнтон»