Тел.: +38 050 196 06 71, +38 096 770 43 94 | E-mail: tg@vedis.com.ua


Денежные потоки компании: как держать руку на пульсе?

October 1st, 2013

Говорят, что деньги это кровь экономики, кровь бизнеса. И для здорового функционирования каждой компании необходимо, чтобы денег было достаточно.  Важно, чтобы эта «кровь бизнеса» поступала регулярно во все сосуды и капилляры предприятия, достаточно снабжая все «органы» – проекты, подразделения и направления бизнеса. Ведь, как известно, если к органу не поступает достаточно крови, он атрофируется или даже отмирает. Так и в бизнесе: недофинансированные проекты и подразделения чахнут, атрофируются, а иногда и прекращают свое существование. Что же делать, если у предприятия «малокровие»?

Конечно же, как и в медицине, для начала нужно изучить «анамнез» компании и поставить правильный диагноз. Для этого нужно выяснить, как часто компании не хватает денег? Является ли это постоянным явлением или возникает время от времени? От чего это зависит? Что компания предпринимает в таких случаях, и какие результаты дают эти действия? Только после анализа всех этих аспектов можно будет определиться с возможным планом «лечения», выхода из ситуации. Нужно отметить, что дефицит денежных средств у компании, безусловно, является тревожным сигналом, но это еще не повод для паники. С подобными проблемами время от времени могут сталкиваться и успешные, прибыльные компании. И в большинстве случаев ситуацию можно реально улучшить.

Несмотря на уникальность каждой компании, которая складывается из множества ее особенностей, в ситуациях, связанных с дефицитом денежных средств, можно выделить общие для многих компаний черты. Какие же факторы чаще всего приводят к возникновению дефицита денежных средств?

  1. 1.     Сезонность бизнеса

У компаний с ярко выраженной сезонностью бизнеса могут возникать кассовые разрывы в период сезонного спада и в период перехода с низкого сезона на высокий. Путями улучшения ситуации в этом случае могут быть:

  • Создание резервов денежных средств в высокий сезон
  • Тщательное планирование закупок сырья и товаров, инвестиций и других крупных платежей с учетом сезонности
  • Краткосрочное кредитование
  1. Период роста бизнеса

Когда организм растет, должно расти и количество крови в нем. Но иногда в период активного роста денежная система компании может барахлить. Под рост продаж требуются увеличенные закупки, растут затраты на расширение рынков сбыта, модернизируется оборудование. В этот период компании может понадобиться внешняя помощь в виде заемных ресурсов: банковские ссуды, коммерческий кредит от поставщиков.

  1. 3.     Инвестиции

Бывает так, что компания успешно работает, приносит прибыль и не испытывает денежного дефицита в своей обычной операционной деятельности. Но крупные инвестиции – например, приобретение или строительство недвижимости, покупка оборудования или транспортных средств – могут существенно нарушить нормальный ритм платежей. В этом случае крайне важно правильно рассчитать эффективность инвестиций и период окупаемости инвестиционного проекта, а также график платежей по нему.

Выходом из ситуации дефицита может стать распределение платежей по инвестиционному проекту во времени. Например, оборудование или автомобили можно взять в лизинг на несколько лет. Можно договориться с поставщиком об отсрочке платежа. Но иногда такой возможности у компании нет. В этом случае снова возникает повод обратиться за помощью в банк.

Однако, бывают случаи, когда компании стоит еще раз пересмотреть инвестиционный проект и, возможно, отказаться от него, если это приводит к существенным проблемам с платежами, а возможности кредитования ограничены. В конце концов, многие потребности бизнеса можно удовлетворить и по-другому: не строить, а арендовать недвижимость. Не покупать транспорт, а нанять водителей с личными автомобилями. Не покупать оборудование, а отдать этот технологический процесс на аутсорсинг.

  1. 4.     Неэффективный бизнес

И самая тревожная причина дефицита денежных средств – неэффективность бизнеса. Иногда необходимо хладнокровно признать, что наш бизнес не является эффективным и не окупает себя, не способен генерировать достаточный денежный поток. Не стоит пускать ситуацию на самотек и надеяться, что вот-вот все наладится и само собой улучшится. Лучше взять ситуацию под контроль и начать решать задачу эффективности бизнеса, пока она еще имеет решение. Причин неэффективности может быть масса, как и методов ее преодоления. Возможно, нужно оптимизировать бизнес-процессы и сократить затраты, а то и вовсе «сбросить балласт» в виде каких-то проектов или подразделений. Какими бы трудными не были такие решения, иногда они необходимы для выживания всей компании. Возможно, нужно пересмотреть стратегию компании. Возможно, изменить подход к управлению.

Подъемы и спады в бизнесе закономерны, главное – держать руку на пульсе и не дать очередному спаду завершиться фатальным пике.

 

Желаем успехов, процветания и финансового здоровья вашему бизнесу!